Удвоение и бессрочный тариф! Период действия предложения ограничен. Успейте подписаться!Оформить подписку

Наверх

Мир без бюрократии

Гуру менеджмента Питер Друкер в 1988 году прогнозировал, что через 20 лет у компаний будет в два раза меньше уровней организационной иерархии и в три раза меньше управленцев. Однако он серьезно ошибся.

Из иерархической организации в сетевую

Есть мнение, что новые технологии и инструменты для организации взаимодействия способны превратить иерархическую структуру организаций в сетевую. Однако это просто инструменты, они не сократили количество уровней управления, не увеличили возможности принятия решений для сотрудников. Напротив, они могут даже укреплять вертикальную иерархию, так как облегчают контроль. Легкость получения данных может приводить к увеличению количества отчетов и разрастанию бюрократических процессов.

Гуманократия

В примечательной книге «Гуманократия» Гэри Хэмел и Микеле Занини указывают, что бюрократия черпает энергию из стремления к личной власти, а люди, которые наделены властью, обычно не только не хотят от нее отказываться, но и стараются ее расширить, что нередко ведет к печальным последствиям. Авторы называют формальную власть валютой бюрократии, которая часто пробуждает в людях худшие черты характера. Бюрократия будет оправдывать свое существование через увеличение количества правил и нормативов, а у сотрудников-потребителей услуг нет возможности сменить их поставщика. Организация растет, появляются новые уровни управления, каждая новая проблема приводит к выделению нового подразделения, в организации растет количество менеджеров.

Бюрократия на работе 

Исследование авторов показало, что более четверти рабочего времени сотрудников уходит на различные бюрократические процедуры (подготовка отчетов, подтверждение соблюдения правил), более 40 процентов рабочего времени — на решение внутренних вопросов, таких как улаживание споров, распределение ресурсов, посещение совещаний, обсуждение целей деятельности. Топ-менеджеры крупных компаний посвящают примерно половину своего рабочего времени таким вопросам. Неудивительно, что при этом они упускают из виду новые тенденции. Кроме того, согласно опросам авторов, подавляющее большинство сотрудников крупных организаций признаются, что работодатель встречает новые идеи с равнодушием, скепсисом или даже враждебностью, а продвижение по карьере зависит от умения плести интриги.

О неочевидных причинах и издержках бюрократии и альтернативе ей рассказываем в спринте!

Похожие статьи

Бесконечная подписка снова на MakeRight

Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры

8 самых важных книг к 8 марта