Миг осознания собственной бездарности как проблеск гениальности
Часто мы не подозреваем о наших скрытых возможностях и считаем, что талант — некое врожденное качество, и если уж его нет, то ничего не поделаешь.
В книге «Скрытый потенциал» Адам Грант ссылается на исследование истоков таланта, в ходе которых были проведены углубленные интервью со 120 всемирно известными скульпторами, композиторами, художниками, пианистами, учеными и спортсменами. Помимо этого, были взяты интервью у их родителей, учителей и тренеров. Выяснилось, что почти никто из этих успешных людей не был вундеркиндом. Ни один из скульпторов не отличался в школе особыми художественными способностями. Среди пианистов лишь несколько человек в детстве выигрывали конкурсы исполнителей до 9 лет, а остальные казались одаренными разве что на фоне тех, кто вообще не умел играть. Будущие математики и неврологи учились в школе хорошо, но не более того. Никто из прославленных пловцов не устанавливал в детстве рекорды, не выигрывал крупные соревнования. У всех этих людей не было особых талантов, но была мотивация, привитая тренерами и учителями, которые превратили обучение в увлекательный процесс.
Одних амбиций недостаточно для роста
Нужно совершенствоваться в своем деле независимо от премий, наград и престижных титулов. Рост начинается с набора определенных навыков, полученных еще в раннем детстве. Если воспитателям и учителям удалось воспитать в детях такие качества, как инициативность, просоциальность, дисциплинированность и целеустремленность, то они, как правило, становились успешными людьми независимо от дарований. Именно эти качества формируют характер.
Развиваться никогда не поздно
Навыки характера могут подтолкнуть нас к достижению больших целей, и развить их никогда не поздно. Грант выделяет три стратегии развития навыков характера:
- быть «создателем дискомфорта»;
- быть «губкой», впитывающей информацию;
- быть антиперфекционистом.
Подробнее о стратегиях — в спринте.