Почему метод кнута и пряника неэффективен
Многие руководители уверены в том, что лучшая система мотивации сотрудников состоит в использовании метода «кнута и пряника». Кажется вполне логичным, что, вознаграждая сотрудников за хорошо проделанную работу, и, наказывая за плохую, компания добьется высоких результатов деятельности. Однако, как доказывает Дэниел Пинк в своей книге «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует» (саммари), для множества современных областей человеческой деятельности такая система мотивации сотрудников неэффективна.
Мотивация по методу кнута и пряника основана на двух идеях:
- Поощрение поведения обычно приводит к его закреплению.
- Наказание за поведение обычно приводит к его угасанию.
Долгое время эта система себя полностью оправдывала, так как людям нужно было зарабатывать себе на жизнь, но с наступлением XXI века стало понятно, что она уже работает не так хорошо, как раньше.
В 2002 году Нобелевскую премию по экономике получил психолог Дэниел Канеман, исследование которого было посвящено нерациональному с точки зрения классической экономической теории поведению людей. Как доказал своими экспериментами Дэниел Канеман, люди намного сложнее, чем принято считать в классической экономике. Они не руководствуются исключительно мотивами увеличения своего богатства. Это заставляет сомневаться в такой системе мотивации, в основе которой лежит представление о том, что основная цель людей — увеличение капитала.
Дэниел Пинк разделяет все человеческие занятия на две категории:
- «Алгоритмические» — рутинные, предполагающие единственно верный результат, для выполнения которых требуется следовать алгоритму — инструкциям и правилам. Такие виды деятельности могут быть автоматизированы.
- «Эвристические» — творческие занятия, которые нельзя описать алгоритмом; они предполагают риск и нестандартный подход к их решению.
Такие виды деятельности не могут быть автоматизированы.
Одной из основных тенденций современного мира является то, что в нем становится все больше эвристических занятий. Мотивация по методу кнута и пряника хорошо работает с алгоритмическими занятиями, но как установили ученые, бесполезна (или даже вредна) для выполнения эвристических. Эта привычная мотивация «зиждется на убеждении, что работа не может быть приятной сама по себе, и именно поэтому мы должны соблазнять людей внешними вознаграждениями и угрожать им внешними же наказаниями».
Для эвристических занятий требуется внутренняя мотивация, и что не менее важно, — внешняя мотивация (метод кнута и пряника) будет пагубной для них.
Дэниел Пинк перечисляет семь основных недостатков метода кнута и пряника, который может:
- гасить внутреннюю мотивацию;
- снижать эффективность;
- подавлять творчество;
- вытеснять хорошее поведение;
- поощрять мошенничество, склонность к поиску легких путей и неэтичное поведение;
- вызывать привыкание;
- развивать косность мышления.
Применение вознаграждения зачастую может оказывать совсем не тот эффект, который от него ожидают. «В 2009 году специалисты из Лондонской школы экономики проанализировали показатели 51 корпорации, в которых зарплата сотрудников зависела от эффективности труда. Вот заключение этих экономистов: «Мы полагаем, что финансовые стимулы могут в конечном счете отрицательно влиять на общие результаты деятельности». Существует разрыв между тем, что наука знает, и тем, что бизнес делает».
Почему же награда негативно отражается на результатах?
Дело в том, что установка «Если — То» (если ты выполнишь это, то получишь то) заставляет людей поступиться своей свободой и самостоятельностью, что приводит к угасанию внутренней мотивации и удовольствия от деятельности.
Еще одной опасностью вознаграждения является то, что оно заставляет концентрироваться на банальных целях, в результате чего люди не пытаются искать нестандартные решения и становятся не в состоянии по-новому посмотреть на привычные вещи. Это, в частности, подтвердило исследование, проведенное среди художников, писавших картины в коммерческих целях и для себя. В результате исследования оказалось, что работы «для себя» были оценены экспертами гораздо выше, чем те, которые были написаны под заказ, а сами художники сказали, что испытывают больше вдохновения и мотивации, когда пишут для себя.
Мы привыкли думать, что постановка целей есть благо. «В научной литературе доказывается, что цели, помогая нам отключиться от всего, что нас отвлекает, способны подвигнуть нас прикладывать больше усилий, работать дольше и достигать большего». Однако, как убеждает Дэниел Пинк, важно отличать цели, которые ориентированы на улучшение мастерства и которые приносят пользу, и цели, навязанные другими. К таким «навязанным извне» целям относятся повсеместно используемые планы продаж, выручка, прибыль и результаты тестирования. Такие цели часто негативно сказываются на эффективности работы и обучения.
Чтобы максимально быстро достичь подобных целей, люди могут не брезговать любыми средствами (спортсмены принимают стероиды, учителя завышают оценки). Но этого не происходит, если вознаграждением служит сам процесс достижения цели.
У вознаграждения существует еще один недостаток, который заключается в том, что он вызывает привыкание или даже зависимость. Что это значит? Если предложить кому-то вознаграждение за какую-либо работу, то он будет ожидать получения вознаграждения всегда при выполнении этой работы. Кроме того, со временем он станет требовать большее вознаграждение. Например, родителю, который пытается заставить ребенка вынести мусор за деньги, нужно быть осторожным — скорее всего в будущем ребенок откажется делать это бесплатно, а плату потребуется увеличить. Суть в психологическом эффекте — вознаграждение за выполнение задания означает для большинства людей, что оно не из приятных.
Помимо прочего, метод кнута и пряника может вытеснить хорошее поведение. Каким образом? Это хорошо демонстрирует эксперимент с участием доноров крови. Те доноры крови, которые получали за ее сдачу денежное вознаграждение, намного реже сдавали кровь повторно в отличие от тех, кто делал это безвозмездно или кому предлагали отдать полученные деньги на благотворительные цели.
Также надо отметить, что метод кнута и пряника заставляет концентрироваться на краткосрочных целях, в ущерб долгосрочной стратегии.
Как показывают исследования, компании, которые большую часть времени ориентированы на выполнение квартальных планов, показывают более низкие темпы роста по сравнению с теми, которые нацеливаются на долгосрочную перспективу.
Регистрируйтесь у нас на сайте и читайте подробнее о том, что на самом деле нас мотивирует в саммари.