Мастерство делать полезные заметки
Одна из самых полезных и применимых на практике книг о том, как правильно вести записи и заметки — книга Зонке Аренса «Как делать полезные заметки». В своей книге автор пишет о методе ведения заметок и организации идей «Zettelkasten», который был разработан немецким ученым Никласом Луманом. Этот метод помогает в работе с большим объемом информации: в обучении, запоминании, написании текстов, работе над проектами и в развитии мышления.
Несколько важных идей, которые помогут вам в работе с большими объемами текста
Система, разработанная Никласом Луманом, строится на двух простых идеях.
Первая — организация по методу картотеки (с учетом цифровой нумерации).
Вторая — даже самый лучший инструмент не улучшит вашу продуктивность, если вы не измените свою ежедневную рутину, встроив в нее этот инструмент. Инструмент должен стать частью вашего рабочего процесса.
Практикуем мастерство ведения заметок
Делайте мимолетные заметки
Всегда имейте под рукой блокнот или смартфон, куда можно занести идею и пришедшую вам в голову мысль.
Делайте литературные заметки
Каждый раз, когда вы что-то читаете, делайте заметки о содержании прочитанного. Записывайте то, что вам не хотелось бы забыть, или то, что, по вашему мнению, вы могли бы использовать для развития собственных идей.
Делайте постоянные заметки
Они предназначаются для вашей основной картотеки. Просмотрите заметки, которые вы сделали на первом или втором шаге (желательно делать это ежедневно), и подумайте, как они соотносятся с тем, что имеет отношение к вашим исследованиям, размышлениям или интересам. Метод Zettelkasten направлен не на то, чтобы собирать чужие идеи, а на то, чтобы развивать их, формулировать собственные, находить аргументы, дискутировать. Задавайте себе вопросы о том, противоречит ли новая информация известной вам, исправляет, поддерживает или дополняет её? Можете ли вы объединить идеи, чтобы создать что-то новое?
Пишите только одну заметку для каждой идеи и формулируйте мысль так, как если бы вы писали для кого-то другого: используйте полные предложения, раскрывайте свои источники, делайте ссылки и старайтесь быть максимально точными и краткими. Удалите мимолетные заметки из шага 1 и поместите литературные заметки из шага 2 в свою справочную систему/ библиографическую картотеку.
Теперь добавьте новые постоянные заметки в свою основную картотеку:
- Поместите каждую из них за одной или несколькими связанными заметками, присвоив им соответствующие номера. Если новая заметка не связана напрямую с какой-либо другой заметкой, просто поместите ее за последней, присвоив ей номер, не связанный с предыдущими.
- Добавьте в новую заметку ссылки на связанные заметки. Также дополнительно на карточках можно указывать темы (теги), относящиеся к каждой идее.
- Убедитесь, что вы сможете найти эту заметку позже, либо сделав на нее ссылку в своем указателе, либо сделав ссылку на нее в заметке, которую вы используете в качестве точки входа в обсуждение или тему и которая сама связана с указателем.
Разрабатывайте свои идеи и проекты снизу вверх изнутри системы
Изучайте заметки, задавайте себе вопросы о том, что вам не хватает, чтобы укрепить ваши аргументы. Не цепляйтесь за идею, если набирает силу другая, более многообещающая. Чем больше вы интересуетесь чем-то, чем больше вы будете читать и думать об этом, тем больше заметок вы соберете и тем больше вероятность, что у вас возникнут собственные идеи.
Через некоторое время у вас будет достаточно много идей, чтобы решить, о какой теме писать или в какой проект углубиться. Теперь у вас не абстрактные представления о теме, а прочная основа. Просмотрите связи и соберите все соответствующие заметки по этой теме, что-то нужно будет уточнить, добавить или, наоборот, убрать.
Составьте из своих заметок черновик, выстраивая логичное повествование.
Отредактируйте и вычитайте свой текст.
Больше полезных идей о том, как вести заметки по методике Zettelkasten, читайте в нашем спринте.