Наверх

Маркетинговые войны за детей

Устрашение, ностальгия, эффект толпы, секс, продвижение продукции брендов знаменитостями, «чудодейственные» добавки для улучшения внешнего вида и вкуса пищи — это лишь часть инструментов, которые используют современные маркетологи. Они сканируют наш мозг и получают доступ к нашим самым сокровенным страхам, мечтам, слабостям и желаниям. Ради увеличения объема продаж, маркетологи начинают искать новые методы, многие из которых покажутся вам неэтичными и даже пугающими.

Редакция Makeright.ru провела исследование и выяснила, что предпочтение определенных брендов и товаров перед остальными, может программироваться не только в детском возрасте, но даже в материнской утробе. О том, какие инструменты использует маркетинг для воздействия на психику наших детей читайте в этой статье! 

Рок-н-Ролл или Классика?

Ученым давно известно, что дети слышат материнскую речь, находясь в утробе; другими словами, плод в матке слышит голос матери. Было также принято считать, что внутренние звуки материнского тела (биение сердца, шум околоплодной жидкости) заглушают все внешние шумы, например музыку. Однако исследования показывают, что это не совсем так; больше того, будущие новорожденные, находясь в утробе матери, не просто слышат музыку — эта музыка оставляет у них сильные и продолжительные впечатления, под воздействием которых формируются их вкусы в зрелом возрасте. Вот что говорит по этому поводу Минна Хуотилайнен, научный сотрудник Коллегиума высших исследований Хельсинского университета:

«Музыка оставляет очень сильные воспоминания у плода. Если будущая мать часто слушает определенную музыку, эмбрион научится узнавать и предпочитать эту музыку любой другой».

Более того, она добавляет:

«У будущего ребенка автоматически разовьется тот же музыкальный вкус, что и у его матери, поскольку все материнские гормоны попадают в плод».

Если задуматься, сколько мелодий, звуков и песенок связаны с торговыми марками и продуктами, картина приобретет не столь идиллический оттенок. И правда, уже есть свидетельства того, что прослушивание рекламных мелодий и песенок в утробе матери располагает в пользу этих песенок — и, возможно, в пользу тех торговых марок, с которыми они ассоциируются, — в более позднем возрасте.

Другими словами, едва появившись на свет, мы можем быть уже биологически запрограммированы на предпочтение звуков и музыки, воздействие которых испытали в утробе матери.

Чувствительность к внушению в период беременности

Беременность — это один из периодов, когда женщины сильнее всего поддаются внушению. Предприимчивое руководство одного из крупнейших торговых центров в Америке решило взять эту особенность на вооружение и поэкспериментировать с незаметным воздействием запахов и звуков. Сначала во всех отделах одежды стали распылять детскую присыпку Johnson & Johnson. Затем добавили аромат вишни в тех отделах, где продавались продукты питания и напитки. Затем стали включать успокаивающую музыку тех времен, когда родились теперешние беременные женщины, чтобы пробудить позитивные детские воспоминания (популярная тактика, о которой мы будем говорить в следующих наших статьях).

Спустя год с небольшим после проведения эксперимента компания начала получать письма от матерей об удивительном влиянии, которое торговый центр оказывал на их теперь уже новорожденных детей. Стоило младенцам оказаться в магазинах сети, они успокаивались. Если снаружи они хныкали или кричали, то, попав в торговый центр, моментально утихали — эффект, который, по свидетельству 60 процентов матерей, больше нигде не проявлялся, даже в местах со столь же приятными запахами и звуками.

Подобные эксперименты способны оказать мощное влияние на покупательские предпочтения следующего поколения.

Fast Food и пищевые добавки

Многие беременные женщины и не подозревают, что все, что они потребляют, не только отражается на развитии плода, но и влияет на взрослые привычки будущего ребенка. Другими словами, беременные женщины, которые больше ели, рожали детей, которые наверняка будут неумеренны в еде, даже если при этом их матери держали под контролем генетические, пищевые и другие поведенческие факторы. Если же мать предпочитает здоровую пищу, ребенок будет есть здоровую пищу.

Как выяснилось, меню беременной женщины не только настраивает органы чувств плода на определенные запахи и вкус, но и физически преобразует мозг плода, создавая у ребенка предрасположенность к определенным вкусовым предпочтениям.

Это во многом объясняет результаты исследований, которые показали, что, если в последние три месяца беременности мать ела много пищи со вкусом чеснока или ванили, новорожденный предпочитает пахнущее чесноком или ванилью молоко любому другому.

Компании не только знают об этом, но используют это знание с пользой для себя. Как? Например, Kopiko — популярная, успешная торговая марка конфет на Филиппинах, продающихся в каждой семейной лавке любого филиппинского города, нашла способ завоевать вкусовые бугорки еще не рожденных младенцев. Оптовые торговцы этой марки в открытую снабжают акушеров и других врачей карамельками Kopiko, чтобы те раздавали их беременным и роженицам в родильных отделениях.

Первые слова вашего ребенка

Дети до трех лет представляют собой рынок стоимостью примерно в 20 миллиардов долларов. Да, это те самые дети, которые смотрят приблизительно 40 тысяч рекламных роликов в год и которые, как обнаружилось в ходе многолетних исследований, знают больше имен бренд-персонажей, чем названий животных. Большинство родителей не замечают, до какой степени даже полуторагодовалые дети способны улавливать искусные (и не слишком искусные) сигналы окружающего мира о брендах и товарах.

Как вы думаете, какое первое слово, которое понимает большинство детей по всему миру? Нет, не «мама» и не «папа». Это слово — McDonald’s (или Ronald), по данным Брайана Урбика, исполнительного директора Центра потребительских знаний в Мидлсексе (Великобритания).

Сегодня дети подвергаются воздействию средств массовой информации и рекламы в большей степени, чем когда-либо прежде. К трехмесячному возрасту 40 процентов младенцев регулярно смотрят телевизор, а у двухлетних детей этот показатель возрастает до 90 процентов. И не забывайте о рекламе, которой малышей бомбардируют из Интернета и видеоигр, с мобильных телефонов и билбордов.

Все это производит гораздо более сильное впечатление, чем можно себе представить. К шести месяцам малыши способны формировать «ментальные образы» корпоративных логотипов и эмблем.

Еще страшнее то, что малыши, едва научившись говорить, могут требовать определенные бренды, называя их. В одном примечательном исследовании ребенок, которому еще не исполнилось и двух лет, повторял мантру: «Это кока-кола, это кока-кола!».

Gillette и Always — ворота во взрослую жизнь

Последние исследования показывают, что сегодня и мальчики и девочки достигают половой зрелости на год раньше, чем это было несколько десятков лет назад — явление, в маркетинговых кругах называемое преждевременным половым созреванием. И что с того? А то, что половое созревание означает товары — бритвы, крем для бритья, пенка для лица, лосьон против угрей, дезодоранты, косметика и пр. И, можем вас уверить, компании используют это с наибольшей выгодой для себя.

А как воспитать законченного алкоголика? Начните с раннего возраста, выводя на рынок сладкие, душистые, газированные напитки приятных цветов (с небольшим процентом содержания алкоголя), которые сами производители называют «алкопоп». Хотя они как будто предназначены для взрослых потребителей, исследования Американской медицинской ассоциации показали, что «алкопоп» больше всего популярен среди тринадцатилетних девочек и что на эти невинные на первый взгляд сладкие коктейли приходится 29 процентов всего алкоголя, употребляемого этой группой.

Купите машину своему чаду

Хотите верьте, хотите нет, но даже бензозаправки и производители легковых автомобилей начинают выбирать детей в качестве целевой аудитории.

Маркетинговый отдел компании Shell давно уже сотрудничает с LEGO в расчете на создание стойкой ассоциации бренда Shell с игрушками LEGO, а в мультипликационном рекламном ролике компании BP дети подъезжают к бензозаправочной станции в машине BP, хором распевая зажигательную песенку. В рекламном ролике Porsche маленький мальчик сидит в классе, мечтая о взрослой жизни, скорости и машинах Porsche.

Купи! Ну, купи!

Чем меньше возраст, когда мы начинаем пользоваться торговой маркой или продуктом, тем выше вероятность, что мы будем продолжать пользоваться ими еще многие и многие годы. Но это не единственная причина, по которой компании нацеливают свои маркетинг и рекламу на все более юную аудиторию. Другая причина: сами по себе дети могут быть инструментом маркетинга благодаря тому, что называется «умением выпрашивать».

Дети «обладают властью над расходами семьи, у них есть власть над дедушками и бабушками, у них есть власть над нянями, и так далее, и так далее, и так далее», — сказал профессор Мак-Нил в недавнем интервью New York Times.

Кстати, если вы недавно заходили в фирменный салон Apple, то заметили, что он похож на интернациональный детский садик. Оказывается, что Apple, любимая торговая марка детей (как отметила New York Times в 2010 году, «iPhone от компании Apple стал самым эффективным в истории человечества средством, помогающим утихомирить слишком резвого малыша»), предлагает самые разнообразные приложения специально для детей, например: Toddler Teasers, Baby Fun! Infant Arcade, Peek-A-Boo, Pocket Zoo и многие другие. Конечно, эти приложения просто дар небес для многих измученных родителей, ведь ими можно занять ребенка, чтобы мама с папой смогли немного отдохнуть в тишине, но это также одна из многих секретных стратегий Apple для вербовки нового поколения потребителей.

Так уж получилось, что в современном мире взрослые и дети подвергаются ежесекундному воздействию брендов. Вы и сами можете это осознать, если постараетесь сосчитать, сколько логотипов и завуалированных рекламных призывов находится в пределах вашей квартиры. От этого сегодня никуда не деться.

Но можно выработать ограничительную стратегию (умеренность во всем: телевидение, интернет, походы в магазины, пользование смартфонами и т.д.), которая, вкупе с полученными знаниями из этой статьи, поможет оградить вас и ваших чад от разного рода зависимостей, переживаний и лишних трат. Будьте осторожны, берегите психику ваших детей!

По материалам книги «Вынос мозга! Как маркетологи манипулируют нами и убеждают покупать их товары», автор Мартин Линдстром. 

Хотите узнать ключевые идеи, или как их еще называют — summary, из популярных бизнес-книг? Читайте у нас в библиотеке

Похожие статьи

Люди покупают не то, что другие хотят продать, а то, что другие хотят купить

Главное правило перед началом любого разговора

Buy Back Your Time — важные идеи книги