Когда поиск смысла причиняет вред
В 1927 году психологи Блюма Зейгарник и Курт Левин обнаружили, что прерванные задания люди запоминают гораздо лучше, чем завершенные. Если вас прервали перед самым концом захватывающего фильма, вы запомните его лучше, чем если бы увидели его развязку. Все мы склонны думать о нерешенных делах, как тривиальных, так и серьезных. За последний час вы могли подумать о здоровье мамы, о том, что будет на ужин, о проблеме с батареей в телефоне, о том, стоит ли записываться на уроки иностранного языка, и о десятках других мелких и крупных вопросах. Как только они будут решены, вы перестанете о них думать. Проблема в том, что далеко не все вопросы можно решить. Более того, самые серьезные тревоги и задачи нашей жизни никогда до конца не разрешаются.
Мысли крутятся вокруг одного и того же
После травмы наши мысли крутятся вокруг попыток выяснить причины произошедшего и альтернативных сценариев развития событий. Мы пытаемся найти смысл не только события, но и самой жизни. Потребность понять, что происходит, — наша базовая мотивация. По мере того как наш умственный аппарат становится все более изощренным, поиск смысла становится все более интенсивным. Мы прилагаем огромные усилия, чтобы понять, почему мы получили штраф за парковку или почему наш начальник отклонил наше вполне разумное предложение. Потребность в завершении и поиск смысла — фундаментальные аспекты человеческой психологии.
Часто мы так стремимся найти смысл в событии, что становимся иррациональными
Несколько экспериментов показали, что если люди видят человека, который подвергается физическому насилию без видимой причины, они склонны сами придумывать причину. Обычно в таких случаях они обвиняют жертву. Это особенно характерно для людей, которые верят, что мир справедлив. Парадокс в том, что вера в справедливый мир заставляет рационализировать несправедливое отношение к другим. С осознанием того, что мир неоднозначен, несправедлив и непредсказуем, усиливается и тревога. Нашему благу мешает наш собственный пытливый ум. Исследования показали, что поиск смысла в некоторых случаях может быть бесполезным и даже вредным: около половины людей, переживших насилие в детстве, продолжают задаваться вопросами о том, почему это произошло с ними, и не находят ответов. Не найдя ответов, они могут выбрать простое объяснение: они сами виноваты в случившемся. Хотя это объяснение становится разрушительным для личности и здоровья, оно, по крайней мере, делает мир более понятным.
Лучше выговориться
Однако те, кто способен поговорить с другими о своей травме, обычно чувствуют себя гораздо лучше, чем те, кто держит пережитое в себе. В этом помогает разговорная терапия, но она не всегда доступна. Есть эффективная альтернатива — метод экспрессивного письма. Он помогает изменить перспективу, установить дистанцию по отношению к травмирующему опыту, по-новому интерпретировать его.
Больше о том, как экспрессивное письмо помогает восстанавливаться после потрясений, читайте в нашем спринте!