Какой смысл спорить?
Сейчас общество расколото, каждому хочется доказать очевидную правильность своих убеждений. Однако споры с людьми противоположных взглядов, даже если это ваши близкие, чаще всего не приводят к изменению позиции — оппоненты не только остаются при совсем мнении, но еще больше укрепляются в нем. Означает ли это, что нужно перестать спорить и просто разорвать отношения?
Несмотря на то что переубедить оппонента, беря его нахрапом и забрасывая фактами, не получится, можно использовать более тонкий и действенный подход.
В книге «Искусство продуктивного холивара» Питер Богоссян и Джеймс Линдси рассказывают о том, как вести конструктивный диалог, когда с оппонентом вас разделяет пропасть во взглядах.
Несколько полезных идей.
Идейных не переубедить
При разговоре с идейным оппонентом возникает естественное желание приписать ему дурные намерения. Так легче оправдать наше с ним несогласие. Однако для улучшения навыка ведения невозможных бесед важно научиться понимать, что чужие помыслы, вероятно, лучше, чем вы предполагаете.
Соцсети не спасут
Плохие новости для тех, кто любит спорить в соцсетях, — из-за особенностей общения в них шансы переубедить оппонента минимальны. Лучший совет — не тратить на это время.
Важный принцип успешных переговоров — «Убить в себе посланника»
Он означает, что нужно избавиться от естественного стремления навязать свою точку зрения. Разговор — это не односторонняя доставка сообщений, а двусторонний обмен мнениями.
Еще один важный навык — умение вовремя закончить разговор
Нужно остановиться, если вам удалось зародить в голове вашего оппонента сомнение. Не стоит пытаться «дожать» его, иначе результат будет противоположным ожидаемому. Изменение убеждений начинается с зарождения сомнений.
Заставьте сомневаться
Чтобы посеять семена сомнения в оппоненте, нужно подвести его к тому, чтобы он столкнулся с ограниченностью собственных знаний.
Для этого вам нужно спокойно слушать и задавать вопросы о его позиции. Объясняя свою позицию, он сам начинает сомневаться в своих словах, вы не давите не него.
Распространенная ошибка — фокусирование на том, что знают их собеседники
Они сразу бросают вызов убеждениям оппонента, а взамен получают лишь ожесточенное сопротивление. Наверняка у оппонента уже есть заготовленные ответы, «тезисы для разговора», которыми он автоматически реагирует на критику его позиции в лоб и на типичные аргументы своих идеологических противников. Гораздо более продуктивная для целей обмена мнениями позиция — фокусирование на самом мыслительном процессе оппонента, на том, как сформировались его убеждения и как он приобрел свои знания.
Не вводите в разговор доказательства до тех пор, пока собеседник сам не попросит вас их предоставить.
В нашем спринте мы постарались максимально полно отразить основные идеи книги.