Как определить плохую стратегию
Сегодня понятие «стратегия» используют довольно широко. Под стратегией понимают комплекс маркетинговых мероприятий, реализацию видения руководителя или амбициозной цели, долгосрочный план развития компании. В книге «Хорошая стратегия, плохая стратегия» Ричард Румельт показывает, что хорошая стратегия — это не просто громкие призывы, высокие цели или реализация видения. Хорошая стратегия означает четкое понимание проблем и выработку конкретных методов их преодоления. Чем сложнее проблема, тем важнее роль стратегии.
Плохую стратегию можно обнаружить по следующим признакам (часто достаточно хотя бы одного)
Первый признак — «вода», пустословие, выдаваемые за высокоинтеллектуальный подход, стратегические понятия и рассуждения. О нем скажут напыщенные речи, новомодные термины, иногда даже эзотерические идеи, понятные лишь «избранным».
Второй признак — неспособность выявлять и решать проблемы. Если компания не может определить свои проблемы, то не сможет и выработать стратегию.
Третий признак — подмена стратегии целью. По наблюдениям автора, часто плохие стратегии представляют собой декларацию желаемого, а не конкретные планы по преодолению препятствий.
Четвертый признак — плохие стратегические подцели. Руководитель устанавливает стратегическую цель как средство достижения конкретного результата. Если установленная руководителем цель не решает основных проблем организации или вообще недостижима, это явно плохая цель.
Важность стратегии
Стратегия неразрывно связана с пониманием трудностей организации, она необходима для борьбы с ними. Если проблемы не сформулированы, то невозможно ни оценить качество стратегии, ни улучшить ее. Без выявления и анализа стоящих перед организацией проблем у компании нет стратегии. За нее принимаются либо цели, либо бюджеты, либо желаемые результаты.