Как цифры управляют нами
Сегодня исследуем книгу «Тирания показателей» профессора истории Джерри Мюллера.
В своей книге автор поднимает проблему современности, на которую редко обращают внимание, — зацикленность на количественных показателях. Данные представляются чем-то научным, надежным и объективным, мало кто задумывается об их недостатках и ограниченности. Однако эти недостатки проявляют себя во всех сферах, они подталкивают к манипуляциям, подлогам, жертвованию долгосрочным в угоду краткосрочному, игнорированию важнейших аспектов деятельности, не поддающихся измерению, и оценке только того, что просто измерить. Они заставляют концентрироваться на измеримом, а не на том, что действительно имеет значение.
Чтобы понять, когда имеет смысл использовать количественные показатели, учитывайте следующее.
- Определите, что именно вы измеряете. Легче измерять неодушевленные объекты, с измерением человеческого поведения всегда будут сложности, так как само измерение оказывает на него влияние. Это приводит к тому, что результаты измерения будут «зашумлены» и возникнет опасность искажений и манипуляций.
- Совсем не обязательно, что то, что можно измерить, является тем, что нужно измерять. Действительно ли полезно то, что вы измеряете, или без измерения можно спокойно обойтись? Не обманывайтесь простотой измерения. Часто чем легче что-то оценить, тем менее значимым это является.
- Количественные показатели лучше всего использовать для определения плохой работы или явных нарушений. Для оценки и контроля хороших работников и хорошей работы они гораздо менее эффективны. Учитывайте, что по мере роста количества показателей, их полезность снижается.
- Прежде чем внедрять систему количественных показателей, проверьте, можете ли вы использовать вместо них профессиональные суждения или субъективные оценки. Не дадут ли они вам гораздо больше, чем показатели?
- Определяйте, для чего используются количественные показатели или для оценки кого они предназначены. Они нужны для диагностики проблем и поиска их решений или для внешнего контроля? Помните, что привязка вознаграждения к количественным оценкам чревата махинациями, а наибольший эффект от тестирования наблюдается там, где оценка помогает лучше достигать внутренних целей и поддерживает внутреннюю мотивацию.
- Проанализируйте, не получается ли так, что сбор, обработка и анализ информации обходятся слишком дорого и не компенсируют выгод, которые компания получает с их помощью.
- Учитывайте, что в показателях результативности могут быть заинтересованы прежде всего руководители со стороны, которые не понимают специфику отрасли, а сами показатели разрабатываются теми, кто не обладает нужным опытом в конкретной сфере. Лучше всего, если показатели будут разрабатывать люди, активно вовлеченные в работу, которую планируется оценивать и стандартизировать.
- Любые показатели, особенно если они влияют на вознаграждение, могут превратиться в стимулы и цели, под которые люди будут подстраивать свое поведение, забыв о других важных целях компании.
- Помните, что количественные показатели могут быть полезны, но их полезность не безгранична, они не являются панацеей, более того, они сами могут усугубить существующие проблемы.
Автор не считает, что недостатки показателей означают, что от них нужно отказаться совсем. Важно научиться определять, где они имеют смысл, а где не стоит их использовать, и понимать, что на них можно полагаться лишь в ограниченных областях.
О том, как это сделать, читайте в нашем новом спринте «Под гнетом цифр: опасность одержимости показателями»!