История, доказывающая, что многозадачность нам не по плечу
«Мы можем одновременно шагать и жевать жвачку — ничего больше» — так называется глава из книги лауреата Пулитцеровской премии профессора Джозефа Халлинана «Почему мы ошибаемся» (саммари), посвященная многозадачности.
Термин «многозадачность» описывает метод, позволяющий компьютеру выполнять одновременно несколько процессов и задач. Но люди не способны к многозадачности. По словам Джозефа Халлинана, способность человека к многозадачности — одно из величайших заблуждений современности.
«Нам кажется, что мы одновременно сфокусированы на нескольких видах деятельности, а на самом деле наше внимание просто разрывается между разными задачами».
Осознанно человек не может разделить внимание между двумя видами деятельности, тем более принять одновременно два осознанных решения. А когда мозгу приходится переключаться с задачи на задачу, его работа резко замедляется.
Более того, ухудшаются память и способность к концентрации, и снижается производительность труда. Это особенно следует учитывать в сферах деятельности, связанных с повышенной ответственностью и опасностью — при проведении хирургических операций, управлении транспортными средствами и пилотировании летательных аппаратов. Вот какую историю, подтверждающую нашу неспособность к многозадачности, рассказывает Джозеф Халлинан в своей книге:
КОГДА В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ вы куда-нибудь полетите самолетом, помните о капитане Роберте Лофте. Капитан Лофт, пилот рейса 401 Eastern Airlines, заметил неладное, когда его самолет заходил на посадку в Международном аэропорту Майами. Он опустил рукоятку выпуска шасси, но индикатор не загорелся. Решив разобраться в проблеме, пилот пошел на второй круг на высоте 700 километров. Индикатор снова не зажегся, и Лофт вызвал в кабину первого помощника капитана. И в этот раз их ждала неудача, они позвали бортинженера.
Так уж вышло, что в тот день в самолете летел механик из Boeing; он сидел на откидном сиденье в кабине летчиков, и его тоже попросили взглянуть, что случилось с прибором. И довольно скоро в самолете уже, в сущности, никто не летел. Машина стала стремительно опускаться все ниже и ниже. И тут капитан заметил перед собой землю.
«Эй! — вскрикнул он. — А это еще что такое?»
Эти его слова оказались последними. Через пять секунд самолет рухнул на территорию национального парка «Эверглейдс» и загорелся. Девяносто девять человек, в том числе и капитан Лофт, погибли. Последующее расследование причин аварии показало, что экипаж настолько увлекся решением текущей задачи, что перестал правильно оценивать ситуацию — и все из-за банальной лампочки индикатора стоимостью в двенадцать долларов.
Увы, эту катастрофу редкой случайностью не назовешь. Самолеты превосходного качества столь часто падают на землю, что один инженер из Honeywell даже придумал для этого явления специальный термин — «столкновение с землей в контролируемом полете», сокращенно CFIT (Controlled Flight into Terrain). Несмотря на технический прогресс в области авиации, CFIT был и остается одним из самых смертоносных рисков в отрасли. Именно этой причиной объясняется 40 процентов авиационных происшествий и более половины всех авиакрушений. Начиная с 1990 года, ни одна проблема в авиации не унесла столько человеческих жизней, как CFIT.
Самолеты превосходного качества столь часто врезаются в землю, что для этого явления даже придумали специальный термин — «столкновение с землей в контролируемом полете».
В связи с этим стоит задуматься: чем же объясняются подобные действия пилотов? Несколько лет назад ВВС США провели всесторонние исследования, чтобы найти ответ на этот вопрос. Из-за подобных происшествий организация несла страшные потери: с 1987-го по 1998 год по этой причине погибли 190 человек, разбились девяносто восемь самолетов, а суммарные потери составили 1,7 миллиарда долларов. Тщательно проанализировав факторы, приведшие к авариям, ВВС обнаружили, что в большинстве случаев есть нечто общее: более чем в половине происшествий летные экипажи (в том числе и подчиненные капитана Лофта) теряли связь с реальностью в кабине пилота. Они настолько увлекались текущей задачей, что забывали о главной — управлении самолетом. Ученые ВВС считают причиной подобного поведения насыщенность выполняемой функции, то есть выполнение пилотом одновременно нескольких дел.
Факт — мы не способны делать несколько дел одновременно. Помните об этом при выполнении задач, требующих концентрации!
Присоединяйтесь к подписчикам MakeRight.ru и читайте саммари на книгу «Почему мы ошибаемся», а также еще более 150 других саммари в год.