Иллюзия глубины понимания
В поведенческой экономике хорошо известно когнитивное искажение «иллюзии глубины понимания» — несоответствие между воспринимаемыми и реальными знаниями. Оно проявляется, например, в склонности переоценивать свое понимание того, как работают вещи. Когда людей спрашивают, насколько хорошо они понимают работу тостера, многие высоко оценивают свое понимание. Но когда им задают конкретные вопросы, например о том, как рычаг тостера опускается вниз, они понимают, что ничего толком не знают.
Техники Сократа
Однако еще два с половиной тысячелетия назад древнегреческий философ Сократ использовал техники, чтобы продемонстрировать своим оппонентам, насколько сильно их воспринимаемые знания отличаются от реальных. Кажется, что диалоги Сократа посвящены разным темам, но в действительности их объединяет одна: взаимоотношения между знанием и незнанием. Сократ показывает, как часто люди не знают того, что, как им кажется, они знают наверняка. Читатели диалогов приходят к тем же выводам и о самих себе. Осознание своего невежества приводит к смирению и терпимости к ошибкам. «Внутренний Сократ» выполняет ту же роль — помогает уничтожать ложную уверенность в знании, которая мешает приобрести настоящую мудрость. Реальное обладание мудростью и чувство обладания ею находятся в обратной зависимости — чем больше человек убежден в своей мудрости, тем менее он мудр в действительности. В «Апологии» Сократ говорит, что знать, что ты невежда, лучше, чем быть невеждой, не зная этого.
«Внутренний Сократ»
Задача «внутреннего Сократа» — в первую очередь помочь избавиться от уверенности в собственной мудрости. Признание собственного невежества и открытие того, что любое наше знание оказывается неполным и недостаточным, приводит к тупику, к тому, что греки называли «апорией». Апорией, которая буквально означает «без пути», описывается состояние недоумения и растерянности, когда вы понимаете, что исчерпали ресурсы для ответа на вопрос и не можете продвинуться дальше. Апория становится признаком того, что человек выходит из состояния ложной уверенности. Теперь он готов учиться по-настоящему, он наконец открывает свой разум.
Больше о методе Сократа читайте в нашем спринте!