Иллюзии «странных» обществ
Сегодня расскажем о книге Брета Вайнштейна и Хизер Хейинг «Руководство охотника-собирателя по XXI веку». В ней авторы исследуют, как на нас влияет несоответствие между тем, в какой среде формировались наши тела и разум, и современными условиями жизни, и о том, что происходит, когда нам приходится справляться с последствиями слишком быстрых изменений.
Люди из «странных» обществ подвержены оптическим иллюзиям
Например, им кажется, что одинаковые линии короче или длиннее в зависимости от того, куда направлено острие пририсованной к линиям стрелки. В то же время люди из традиционных обществ, такие как бушмены, не подвержены этим иллюзиям, они сразу замечают, что линии одинаковы. Проблемы «странных» людей с оптическими иллюзиями авторы объясняют тем, что они с детства окружены ровными прямыми углами, которые создают производители мебели, но которые практически не встречаются в естественной среде. Геометрия, считающаяся само собой разумеющейся для представителей западных обществ, не характерна для представителей других культур. Влияние ровных углов на нашу способность видеть помогает понять риски гиперновизны, которые мы часто недооцениваем и которые являются следствием «странного» образа жизни. То же самое и с длительным сидением, о вреде которого заговорили лишь недавно, и с вероятным ухудшением обоняния из-за широкого распространения дезодорантов.
Нововведения
Часто мы очень торопимся внедрить нововведения, не всегда отдавая себе отчет в их долгосрочных последствиях и потенциальных рисках. Кроме того, люди внедряют такие изменения, отменить которые уже не представляется возможным. Наглядный пример — удаление аппендикса. В начале ХХ века врачи не видели в нем никакой полезной функции, а только опасность воспаления, поэтому рекомендовали профилактическое удаление. Однако позднее выяснилось, что орган, который считался рудиментарным, выполняет важную функцию поддержания здоровой кишечной флоры.
Трехчастный тест
Авторы предлагают трехчастный тест для определения адаптаций, которые нельзя откинуть как рудиментарные:
- черта сложная;
- она предполагает энергетические и материальные затраты;
- она сохраняется в популяции в течение длительного периода времени.
Забор Честертона
У трехчастного теста адаптации много общего с «забором Честертона», принципом предосторожности, названным в честь философа и писателя Гилберта Кита Честертона. Он писал, что многие реформаторы исходят из следующего предположения: «Я не вижу в этом пользы, давайте это уберем». По мнению Честертона, умный реформатор мыслит иначе и исходит из принципа предосторожности: если он чего-то не понимает, это не значит, что это не нужно.