Наверх

Глубокое чтение

Недавно издательства «Альпина.Проза» и «Альпина Паблишер» переиздали культовые книги: «Данцигскую трилогию» Гюнтера Грасса, дневник Юлиуса Фучика и цикл лекций Карла Ясперса «Вопрос о виновности». Рассказываем, почему их стоит прочесть.

Данцигская трилогия

«Данцигская трилогия» нобелевского лауреата Гюнтера Грасса состоит из романов «Жестяной барабан», «Кошки-мышки» и «Собачьи годы». Действие романов разворачивается на фоне исторических событий Германии с 1920-х до 1950-х годов, охватывая период Веймарской республики, нацистского режима и послевоенного времени. Все книги трилогии представляют собой многослойные произведения в стиле магического реализма. Они предлагают читателю взглянуть на трагические события прошлого глазами народа, поверившего в ложные идеалы и столкнувшегося с их крушением. 

Жестяной барабан

«Жестяной барабан» — первый, самый известный и провокационный роман трилогии. Основная тема — протест и неприятие происходящего, выраженные через главного персонажа, Оскара Мацерата. Его выбор не расти после трехлетнего возраста становится символом протеста против лицемерия окружающих. Свои мысли и чувства он выражает с помощью барабанной дроби на игрушечном барабане. Оскар предстает как символ раздвоенности, где он и жертва и соучастник одновременно. Грасс чередует смешное, серьезное, сатирическое и поэтичное и исследует истоки тоталитарного мышления. Несмотря на свой гротеск и провокационность (или благодаря им), произведение вызывает сильный отклик у читателей. 

Кошки-мышки

«Кошки-мышки» —  вторая часть трилогии, которую сложно назвать романом, так как она ближе к новелле. В ней Грасс показывает жизнь обычного парня Йоахима Мальке в эпоху великих мировых потрясений. Мальке, растущий в небольшом городке на границе с Германией, мечтает стать героем, таким же, как его школьный друг, который был увенчан медалями за свои подвиги. Однако со временем его взгляды меняются, и он начинает воспринимать мир иначе. Это произведение тоже наполнено метафорами. Самая очевидная заключена в самом названии «Кошки-мышки». Мышками становятся уязвимые подростки, олицетворяющие доверчивость и идеализм. 

Собачьи годы 

«Собачьи годы» — заключительная часть трилогии, в которой Грасс проводит читателя через историю Германии с 20-х до 50-х годов XX века. Роман разделен на три части, каждая из которых представляет собой этапы развития нацизма в стране. Первая часть рассказывает о дружбе двух мальчишек на фоне зарождения нацизма в Германии. Вторая часть представлена в форме писем с фронта Харри Либенау своей кузине. В письмах раскрывается история нескольких данцигских семей в период нацистского режима, а также история двух немецких овчарок, Харраса и Принца, последний из которых становится любимцем фюрера. Третья часть рассказывает о странствиях Вальтера Матерна и пса Плутона в послевоенной Германии. Вальтер стремится найти и наказать бывших нацистов, но видит вокруг лишь респектабельных бюргеров. 

Репортаж с петлей на шее

«Репортаж с петлей на шее» — это дневник Юлиуса Фучика, известного чехословацкого журналиста, антифашиста и коммуниста. Заключенный в гестаповскую тюрьму Панкрац, он продолжал писать: о тюремной жизни, о добре и зле, о человеческих идеалах и борьбе за них. Несмотря на пытки и мучения, Фучик не терял веру в человечество и продолжал верить в победу добра над злом. Благодаря помощи тюремного надзирателя он смог сохранить свои записи. Фучика приговорили к смертной казни в 1943 году, и приговор был исполнен через две недели. Однако его записи были собраны его женой после освобождения из лагеря в 1945 году, и книга была выпущена. «Репортаж с петлей на шее» – это образец стойкости, демонстрирующий человеческую силу в условиях невероятных испытаний.

Вопрос о виновности

«Вопрос о виновности» — философская работа Карла Ясперса, известного немецкого философа и психиатра, в которой он обсуждает возможные выходы из тупика, в который попала Германия в период нацистского режима. Будучи немцем, который открыто выступал против нацистского режима и сам чудом избежал депортации в концлагерь, Ясперс не отрывает себя от ответственности, а наоборот, разделяет ее с другими гражданами. Изучая вопрос о политической ответственности, Ясперс приходит к выводу, что только через внутренний переворот, основанный на признании собственной ответственности, можно начать процесс возрождения.

Похожие статьи

Играй на струнах моего доверия

Квантовая физика в повседневной жизни

Продуктивность без выгорания