Гипнотизирующая пропаганда
В своей культовой книге «Насилие над разумом» Йост Мерло пишет, что язык является важнейшим оружием тоталитарных режимов.
Язык и речь изменчивы и необъективны. Тот, кто диктует и формулирует определения и фразы, вводя их в широкое использование, например, контролируя государственные СМИ, владеет нашими умами.
Через прессу и радио изо дня в день распространяются готовые мнения, снова и снова, пока в мозг зрителей, читателей и слушателей не внедрится фиксированный образ мышления. При правильной пропагандистской технике общественным мнением можно легко управлять, а с помощью регулярных опросов проверять воздействие пропаганды.
Самый простой прием пропаганды
Нужно еханически повторять свои внушения, одновременно уменьшая возможность выражения несогласия.
Это нужно для манипулирования общественностью, когда необходимо заставить ее что-то купить или за кого-то проголосовать. Каждый человек в этом случае озабочен тем, что думают другие, и старается от них не отличаться.
Так возникают массовые предубеждения. С помощью постоянного пропагандистского шума, подкрепленного словесными сигналами, люди все больше отождествляют себя с источником шума и сигналов, со Старшим братом, говорящим со всеми своими младшими братьями. В Китае 1950-х годов радио и громкоговорители по всей стране постоянно транслировали «правду» устами дикторов со слащавыми голосами. Постепенно эти голоса овладевали сознанием людей, внушая им, что можно делать, а чего нельзя. Это предсказал еще Ларошфуко в XVIII веке, считавший, что люди подобны кроликам — и тех, и других ловят за уши.
Контроль над рефлексами
При тоталитарных режимах правительство пытается запечатлеть предписанные рефлексы в сознании, которое предварительно было сломлено, хочет определенной реакции в нервных клетках, контроля над личностью и контроля над массами. Для этого в ход идут позитивные и негативные стимулы, боль или вознаграждение.
Негативные стимулы — это физическое и моральное давление, усталость, повторение одного и того же, чувство абсурдности происходящего.
Людям внушают ужас, погружают их в безнадежность и одиночество, им кажется, что они в тупике.
Противостоять этому могут только большая внутренняя сила и осознанность.
О нас
MakeRight — сервис ключевых идей из бестселлеров литературы по бизнесу, личной эффективности, психологии и саморазвитию. 720+ материалов в библиотеке. 520+ аудиоверсий. Ключевые идеи книг, которые ещё не изданы на русском.
Оформите подписку и заряжайтесь идеями отборных книг каждый день!