Летнее «Удвоение» и «Бессрочный тариф»! Удваиваем период подписки, а цены оставляем такими же!Подписаться

Наверх

Функциональная глупость

Биограф выдающегося физика Ричарда Фейнмана Джеймс Глик писал, что Фейнман никогда не был доволен тем, что знал сам, или тем, что знали другие люди. Он стремился к знаниям без предубеждений. Любопытство и сомнение, предполагающие вызов собственным убеждениям, — редкие качества не только среди отдельных людей, но и среди организаций. Функциональная глупость — это «стратегическое невежество» на работе, и она может принести некоторые преимущества. Люди могут предпочесть плыть по течению на рабочем месте, чтобы сэкономить усилия, особенно если знают, что позже их ждет поощрение или повышение по службе. 

В своей книге «Парадокс глупости» Матс Алвессон и Андре Спайсер исследуют парадоксальную реальность многих современных организаций: несмотря на то что они нанимают умных, высокообразованных людей, компании создают среду, благоприятствующую глупости. Факторы, способствующие функциональной глупости, включают чрезмерную специализацию, разделение обязанностей и акцент на лояльности и позитивности. 

Несколько идей. 

Парадокс функциональной глупости

Функциональная глупость представляет собой парадокс: сужение кругозора может принести пользу бизнесу и карьере, но это может стоить личного и общественного развития, приводить к поверхностным целям и отрыву от реальности. 

Рамки корпоративного мышления

В корпорациях любое мышление, выходящее за рамки установленных параметров, может рассматриваться как ненужное или даже потенциально опасное, что приводит к игнорированию важных вопросов, сохранению неэффективных систем и общей организационной неэффективности. 

Бездействие = глупость

Бездействие, вызванное нежеланием сообщать плохие новости и неявным соглашением поддерживать статус-кво, можно рассматривать как форму функциональной глупости. 

Самооглупление

Часто происходит и «самооглупление» — умные люди понимают, что в определенных контекстах полезно не думать слишком глубоко или критически. Они подвергают цензуре собственные сомнения и избегают негативных или противоречивых мыслей, чтобы обрести чувство безопасности. Это помогает сохранять позитивное видение и принимать на веру пустые идеи.

Тактики менеджеров

Менеджеры используют различные тактики, чтобы поощрять функциональную глупость в организациях. Четыре распространенные формы управления глупостью включают авторитет, обольщение, натурализацию и оппортунизм.

Плюсы/минусы функциональной глупости

Функциональная глупость дает чувство уверенности, создает ощущение общности, порядка и предсказуемости внутри организации. Однако она же приводит к бессмысленной работе, противоречию между официальными повествованиями и реалиями жизни, а также к снижению удовлетворенности работой. 

Похожие статьи

«Удвоение» и «Бессрочный тариф»

Когда падают головы, не опускай своей

Остановить огонь внутри силой знаний