Наверх

Философия у-вэй

Когда кажется, что события вихрем проносятся мимо вас, когда желаний больше, чем возможностей, постарайтесь… ничего не делать. В даосской философии недеяние понимается почти буквально и считается естественным состоянием. 

Китайский философ-даос Лао-цзы призывает не гнаться за своими желаниями: они приносят лишь страдание, потому что все в мире преходяще. Культурное знание и активная деятельность порождают и усиливают разного рода желания и потребности. Утонченные вкусы, которые так старательно воспитывало конфуцианство, в понимании Лао-цзы только мешают естественному наслаждению миром. Им нужно противостоять: хотя бы сделать пищу более простой, а желания — более скромными. 

Когда-то, был уверен Лао-цзы, люди не старались быть добродетельными, а просто были ими, возможно, именно потому, что не старались. Но потом появились моралисты, одержимые стремлением творить добро. Затем к ним добавились люди, якобы отстаивающие справедливость, а на деле упивающиеся своей добродетелью и лезущие в чужие дела. Но хуже их были невежды, которые толком ничего не знали, но навязывали свои представления о правильном и неправильном всем вокруг. За всеми этими внешними проявлениями почти исчезла суть.

Современный психолог Даниэль Вегнер считает, что если сознательно преследовать какую-то желанную цель, можно иногда получить прямо противоположный результат: то, чего меньше всего хотелось бы. Так мы пытаемся быть счастливыми, но из-за этого вгоняем себя в депрессию, начинаем тревожиться, пытаясь расслабиться, еще сильнее отвлекаемся, если поставили цель сосредоточиться.

Когда мы пытаемся уснуть, нас начинает мучить бессонница.

Виктор Франкл тоже подметил эту странную особенность сознательного усилия. Если его страдающий бессонницей пациент пытался заснуть, он советовал ему прямо противоположное: пытаться бодрствовать. Известный теннисист Джон Макинрой во время матча с очень сильным противником сказал ему в перерыве, что его удар правой сегодня особенно хорош. После этого у противника испортились даже простые подачи. Тексты Лао-цзы часто были неясными, туманными, иногда их вообще было невозможно понять. У всего этого была цель: отключить сознательную психику, чтобы спонтанное подсознание могло действовать без всяких препятствий.

Состояние у-вэй достигается во время так называемой «эйфории бегуна» в спорте и при других занятиях, когда сознательная часть психики отключается. То же самое может сделать медитация, отключающая те участки мозга, которые развиваются во взрослом возрасте. Тогда человек оказывается во власти древнего примитивного мышления, возвращается к состоянию младенца. Он осознает свою общность с окружающим, ничего не ждет и не обдумывает. В понимании Лао-цзы это и есть истинный у-вэй, гармония с Небом и Путем. Он не думает о себе, и за это его ценят другие. Он ничего не хочет, и поэтому ему многое легко дается. Он ощущает, что един со всей Вселенной, и это состояние передается и окружающим.

Очень рекомендуем вам прочитать наш спринт о состоянии у-вэй, спонтанности и недеяния, «Постарайтесь не стараться: искусство и наука спонтанности». В нем вы узнаете о древнем китайском идеале, который ученые-когнитивисты только сейчас начинают понимать, — и почему он так важен для нашего благополучия. 

Похожие статьи

Секрет нашего старения

География, которая формирует политику стран

Что влияет на пластичность мозга