Философия безмятежности
В издательстве «Альпина нон-фикшн» вышла книга «Философия безмятежности» Джона Селларса. Она о тетрафармакосе — эпикурейском учении, исцеляющем от тревог и страхов. Имея долгую историю соперничества со стоицизмом, эпикуреизм может дать собственные ответы на самые сложные вопросы нашего существования, которыми люди задаются тысячелетиями: о том, почему мы страдаем зависимостями, вредим себе, никак не можем стать счастливыми, откуда берется экономическое неравенство и что мы можем сделать, чтобы построить более справедливое общество.
Вот несколько примечательных идей книги Джона Селларса.
Важный вопрос
Многие из нас растрачивают время и силы на то, что считается нужным для хорошей жизни. Но многие ли могут остановиться и подумать: а что нам действительно нужно, чтобы быть довольными жизнью?
Ответ Эпикура
У Эпикура был свой ответ: люди хотят наслаждений. Однако его больше интересовали интеллектуальные, а не физические удовольствия, он больше думал об избавлении от страданий, нежели о самом удовольствии. Основное внимание уделялось не удовлетворению потребностей тела, а скорее достижению такого состояния, в котором человек был бы свободен от всех душевных терзаний. Эпикур называл это состояние «атараксия».
Главные мысли философа
Четыре «Главные мысли» философа: Бог не внушает страха, смерть не внушает опасения, благо легко достижимо, зло легко претерпеваемо.
Форма психотерапии
Философия Эпикура является формой психологической терапии. Эпикуреизм, наравне со стоицизмом и буддизмом, исходит из того, что наши эмоциональные проблемы — это в первую очередь результат наших представлений о мире, а раз так, то они нам подвластны. Многие наши страхи и тревоги порождены неумением видеть вещи такими, каковы они есть в действительности.
Типы наслаждений
Согласно Эпикуру, существует четыре типа наслаждений: активные телесные (удовольствие от еды), статические телесные (отсутствие чувства голода), активные душевные (от беседы с друзьями) и статические душевные (от отсутствия беспокойства о чем-либо). Философ утверждал, что все типы наслаждения хороши, но самый важный — последний.
Принятие скромности
Понимание скромности наших нужд дает нам большую свободу и самостоятельность, поскольку, не нуждаясь в лишнем, мы не будем обязаны другим людям. Самодостаточность скромной жизни обеспечивает нашу свободу.