Наверх

Что влияет на пластичность мозга

Публикуем идею книги «Живой мозг» нейробиолога Дэвида Иглмена. 

На пластичность мозга влияют удивление, конкуренция и возраст

Когда мы получаем что-то ожидаемое, мы спокойны, знаем, что все идет как надо, и предполагаем, что так будет всегда. Настраивая свою схему, мозг предполагает, каким мир будет в следующий момент, как бы предсказывая будущее по предыдущим событиям. Он стремится экономить свою энергию и потому создает предсказуемые паттерны. Это ему необходимо для того, чтобы сберечь побольше энергии на случай каких-нибудь неожиданностей.

Коррекции и перестройки начинаются только тогда, когда мозг удивляется. Паттерн вдруг нарушен, нужно к этому приспособиться, и начинается перекалибровка. Когда задача выполнена, удивление проходит. Внутри привычной среды, например у себя дома, мы почти не обращаем внимания на обстановку — мозг уже давно выстроил ее модель. Но в чужом городе нужно проявлять максимум внимания, чтобы не сбиться с пути и дать мозгу пищу, чтобы он мог построить новую модель.

Мозг обладает высокой пластичностью, и она обеспечивается конкуренцией между собой разных групп нейронов. Каждый нейрон и каждый синапс непрерывно борются за территорию, и в процессе битвы побежденные умирают. Сталкиваясь с непредвиденным, мозг на ходу меняет миллионы параметров, но в итоге ему удается приспособиться.

Процесс адаптации неодинаков для разных возрастов. Мозг взрослого человека менее гибкий, чем мозг младенца. Он перестраивается только в отдельных местах. Детский же мозг видоизменяется на больших территориях, начиная с чистого листа и постепенно фокусируясь на окружающем мире, передавая сообщения с помощью ацетилхолина. Мозг взрослого удерживает старые паттерны и связи на месте, чтобы удержать уже изученное, оставляя пластичными только отдельные области. Картина мира в нем почти закончена, он, как пуантилист, лишь меняет оттенки с помощью нескольких точек.

В детском возрасте существует окно (или дверь) возможностей, так называемый чувствительный период.

В это время в мозг должна попасть самая важная информация, иначе он так и останется девственным. Без этого ввода информации нейроны не смогут настроиться на основные понятия языка. Глухой ребенок может полноценно общаться, если родители учат его и беседуют с ним на языке жестов. Он будет использовать руки, чтобы лепетать, замещая голосовой лепет моторным. В чувствительный период мозг ребенка будет активно обрабатывать основы коммуникации. Если его пропустить, упущенное наверстать практически невозможно.

Свой чувствительный период есть и для других навыков. Актриса Мила Кунис уехала в США в семилетнем возрасте из Украины, быстро выучила английский и говорит без акцента. Арнольд Шварценнеггер уехал в США, когда ему было двадцать, и до сих пор говорит с австрийским акцентом, потому что начал использовать чужой язык слишком поздно. Если переехать в чужую страну до семилетнего возраста, можно овладеть языком не хуже носителя. От 8 до 10 лет учить язык будет чуть сложнее, но в итоге все получится. Иммигранту в подростковом возрасте, скорее всего, уже не удастся избавиться от акцента, и говорить он будет недостаточно бегло. Дверь в изучение звуков другой культуры остается открытой около 10 лет.

Понравилась статья?

Отправьте небольшой донат на развитие сервиса (≈ 1 $). Или оформите подписку и получите доступ к более чем 700 книгам по бизнесу, науке и саморазвитию. Спасибо! ♥

Похожие статьи

Признаки плохой организационной стратегии

Прошлого не вернуть, а будущее туманно

Если вы стимулируете количество, убедитесь, что из-за этого не пострадает качество