Чем больше мы получаем информации, тем хуже фокусируемся на ее отдельных частях
В книге «Украденный фокус» Йоханн Хари рассказывает об эпидемии отвлечений, о том, почему мы теряем способность концентрировать внимание и как вернуть способность мыслить глубоко. Человек поначалу ощущает скорость: он успевает впитывать все, что происходит в мире, знает, что в любой момент может узнать что угодно о чем угодно. Но постепенно он начинает утомляться. К тому же большой объем информации означает, что она усваивается поверхностно, в ней самой и способах обмена ею нет глубины. Глубина требует времени, энергии, сил, внимания и целеустремленности.
Влияние фрагментации
Современный человек находится под влиянием фрагментации — он воспринимает мир кусочками и сам теряет цельность, становится меньше, мельче и злее. Состояние потока делает людей глубже и спокойнее.
Большой объем информации требует ускоренного потребления
Люди мельком прочитывают текст, чтобы быстро перепрыгнуть к следующему, они даже быстрее ходят и говорят, чем в 1950-х годах. Это ускорение поощряется рекламой, но у него есть темная сторона: оно плохо влияет на наше внимание и способность концентрироваться. Известно, что если человек занимается намеренно медленными практиками, такими как йога, тайцзи, медитация, его способность быть внимательным и концентрироваться улучшается. Медлительность развивает внимание, а скорость разрушает его.
Многозадачность «убивает» креативность
Когда человек пытается стать многозадачным, он теряет креативность, то есть творческое мышление, и у него бывают проблемы с памятью. Вывод может быть только один: хотите делать что-то хорошо — сосредоточьтесь на чем-то одном за раз.
Гнев, злоба, соцсети
В соцсетях люди просматривают много сообщений на какие-нибудь страшные или возмутительные темы — так уж устроено человеческое внимание. Если вы чем-то яростно возмущаетесь, ваши посты собирают больше лайков, чем восхищенные или забавные. Так люди становятся не только менее внимательными, но более гневными и злобными.
Дружба в сетях — просто иллюзия
В реальных разговорах люди дружелюбны, но более сдержанны, чем в социальной сети: они не осыпают лайками, не говорят человеку, что он великолепен. Но если человек сумеет отучить себя от них, он поймет, что дружба в сетях — просто иллюзия. Это еще один способ отвлечения внимания, не более того.