Уникальное предложение! Подписывайтесь сразу на 10 лет! Подписаться на 10 лет

Наверх

Борьба за правду

Сейчас очень важно уметь разбираться в огромном количестве правд, развивать критическое мышление. Наше время — это эпоха конкурентной правды. Такой правды, которая выбирает одни факты и старательно замалчивает другие. 

Конкурентные правды фигурируют в новостях, выступлениях политиков, рекламе, лентах соцсетей, предвыборных обещаниях.

Окружающие вас конкурентные правды влияют на ваши воззрения о мире. Они формируют вашу реальность и во многом определяют ваше поведение.  

Пример конкурентной правды — речь британского короля Георга VI накануне начала Второй мировой войны. Монарх намеренно не упомянул о сложных политических причинах войны, в которую было вовлечено множество сторон, сконцентрировавшись на этической стороне конфликта: Великобритания должна противостоять силе, которая пытается разрушить цивилизованный миропорядок. Он грамотно выбрал факты и расставил нужные акценты, чтобы успокоить население и подготовить его к неизбежной войне.

Этот пример демонстрирует, что конкурентную правду можно использовать ради достижения благих целей. Однако очень часто конкурентные правды используются недобросовестно, чтобы намеренно дезинформировать аудиторию, исказить реальное положение дел и очернить другие точки зрения.

О тактиках использования конкурентной правды замечательно рассказал в своей книге «Правда» Гектор Макдональд. Вот лишь несколько из них. 

  • Первая тактика — умолчание. Например, чиновники из здравоохранения заявят о снижении смертности от одной болезни, но «забудут упомянуть» о росте случаев заражения другой.
  • Вторая тактика — запутывание. Хорошо иллюстрирующий эту тактику пример — коррупционный скандал в ЮАР, связанный со сверхбогатой семьей Гупта, злоупотреблявшей своей властью и влиянием. Семья наняла британское пиар-агентство Bell Pottinger, чтобы оно отвлекло внимание общественности от скандала и направило его в другую сторону — на необходимость «экономической эмансипации», освобождения от белого монополистического капитала.
  • Третья распространенная тактика — объединять, то есть искусственно создавать впечатление, что между какими-то выбранными правдами есть взаимосвязь, когда ее нет. 

Окружающие нас события и явления слишком сложны и многогранны, чтобы мы могли охватить их полностью. Мы можем только стремиться к тому, чтобы получить объективное представление о событиях, но должны понимать, что всегда будем ограничиваться полуправдами.

О том, как разобраться в огромном количестве правд, развить критическое мышление и понять, как правды, которые нас окружают, влияют на наше мышление, у автора есть несколько важных идей, читайте в нашем спринте «В мире конкурентных правд».

Похожие статьи

Как страны борются за свою свободу

О силе и недостатках авторитета

Почему люди отрицают понятие смерти