Бизнес — это искусство, понять которое дано не каждому
«Должно ли искусство быть понятным? Да, но лишь для тех, кому оно адресовано». Этот афоризм Станислава Ежи Леца можно применить и к бизнесу: не пытаться заинтересовать всех, а грамотно преподнести свой продукт самой подходящей аудитории.
Стратегия «боковой двери»
В книге «Как я это построил» Гай Раз описывает стратегию «боковой двери» для выхода на рынок со множеством конкурентов. Уже существующие успешные компании не заинтересованы в появлении на рынке перспективных конкурентов и всеми силами стремятся им помешать. Это естественный процесс: новые предприятия входят и выходят из рынка, возникают и перемещаются, растут или рассыпаются. Поэтому новому предприятию очень важно придумать то, что поставит вас вне конкуренции. Это может быть новый продукт, новый способ его изготовления или позиционирования, новое место для реализации. Это и есть боковая дверь. Иногда она может быть гораздо шире, чем главный вход. Питер Тиль говорил, что не всегда стоит ломиться в крошечную дверцу, куда рвутся все. Возможно, стоит свернуть за угол и обнаружить там ворота, в которые никто не идет.
Идея на миллион
Предприниматель Питер Рахал задумал сделать маленький протеиновый батончик для сторонников палеодиеты под названием RXBar. Он знал, что рынок батончиков полон и вряд ли ему нужен еще один. Батончики были одним из самых перенасыщенных секторов в пищевом бизнесе. Когда они с бизнес-партнером Джаредом Смитом прошлись по магазину органических продуктов Whole Foods, они обнаружили протеиновые батончики на все вкусы. Не было смысла идти через главный вход с еще одним продуктом. Но Питер не переживал. Он с самого начала задумал создать батончик для поклонников кроссфита и палеодиеты. Продавать такой продукт Питер собирался в интернет-магазине, где его могли бы закупать спортзалы. Потребители бы обращались за батончиком напрямую к производителю. Он не содержал ни злаков, ни молочных продуктов, ни бобовых, ни сахара, и это было его преимуществом перед аналогичной продукцией.
Будь крупным, мысли как стартап
Крупные предприятия не интересуются такими нишами, они стремятся разместить свою продукцию в сетевых популярных магазинах. Однако Питер Рахал предпочел иметь клиентов из любителей кроссфита и палеодиеты и собственный интернет-магазин. Батончик RXBar для этого и создавался. Боковой дверью стали кроссфит, палеодиета и прямой доступ к потребителю. Эта дверь и стала теми воротами, о которых говорил Питер Тиль.
Больше бизнес-историй читайте в нашем новом спринте «Как я это построил».