Последний день Чёрной пятницы! Успейте воспользоваться выгодными предложениями!Подписаться

Наверх

6 методик для выработки адекватной самооценки

В своей книге «Как побороть застенчивость» профессор психологии и автор знаменитого Стэнфордского эксперимента Филипп Зимбардо, основательно исследуя тему застенчивости, приходит к выводу, что эта проблема преодолима.

С чего можно начать тем, кто устал стесняться и анализировать причины своей застенчивости? С формирования адекватной самооценки.

Как следует из самого слова, самооценка — это мнение человека о самом себе. Люди с низкой самооценкой — невысокого мнения о себе, робки и зачастую боятся заявлять о своих правах. Существует заметная взаимосвязь между застенчивостью и низкой самооценкой. Почему важно повышать самооценку застенчивым людям? Чтобы быть менее зависимым от мнения окружающих и не воспринимать критику, отказы и временные трудности как угрозу для целостности собственной личности.

Логичный вопрос от Филиппа Зимбардо:

«Если вы невысокого мнения о себе, то почему я должен считать иначе? Ведь вы, вероятно, знаете сами себя лучше, чем кто-либо иной. А если я буду настаивать, что вы человек интересный и значительный, то не поведёте ли вы себя так, чтобы я в конце концов признал своё заблуждение и утвердился в мнении о вас как о человеке никчёмном?».

Для повышения самооценки возьмите на вооружение рекомендации Филиппа Зимбардо:

Начинайте с малого

Секрет уверенности в себе достаточно прост — нужно начать выполнять задачи, от решения которых вы ранее уклонялись, и реализовывать поставленные перед собой цели. Начинайте с малого, увеличивая масштаб задач, и не забывайте награждать себя за усилия.

Важно помнить, что сравнение играет огромную роль в формировании самооценки. Ваше эмоциональное состояние и удовлетворенность жизнью во-многом зависит от того, с кем вы себя сравниваете. Если вы выбираете для сравнения с собой недосягаемый объект, то обеспечиваете себе состояние неудовлетворенности. Также нужно спросить себя, все ли вы знаете о цене достижений другого человека и готовы ли заплатить такую же цену вы.

Придумайте другое название для застенчивости

Вы считаете себя застенчивым человеком, но испытываете застенчивость только в некоторых ситуациях? Тогда лучше подобрать определение, характеризующие не вас, а ваши чувства и поведение в какой-то ситуации. Например: вместо «Я застенчивый» скажите «Я волнуюсь во время публичных выступлений».

Острый диалог

Если существует человек, в присутствии которого вы испытываете застенчивость, проведите следующее упражнение: сядьте сами и поставьте напротив себя стул. Представьте, что там сидит этот человек. Выскажите ему все, что чувствуете по поводу своей застенчивости. Затем пересядьте на его стул и ответьте себе с его позиции.

Что бы вы сделали, если бы не были застенчивым

Вспомните во всех подробностях ситуацию, в которой вы испытали застенчивость. Затем представьте, как бы вы себя повели, если бы вы не были застенчивым?

Регулярно представляйте этот образ и постарайтесь пробуждать его всякий раз, когда сталкиваетесь со смущающей вас ситуацией.

Знаешь, что мне в тебе нравится?

Для этого упражнения нужен человек, которому вы доверяете. Каждый из вас должен составить список тех черт, которые вам нравится друг в друге. Затем вы объясняете, почему вы включили в список каждый пункт, начиная со слов: «Что мне в тебе действительно нравится, так это…». Проанализируйте, что вы чувствуете, когда о вас говорят хорошее. Умеете ли вы принимать комплименты?

Овладейте интересным навыком

Для того чтобы легче включиться в социальное взаимодействие, не помешает овладеть как-нибудь полезным навыком, который оценят окружающие. Например, можно научиться играть на музыкальном инструменте, рассказывать анекдоты или истории, профессионально фотографировать, читать больше книг и обсуждать их.

Регистрируйтесь у нас на сайте и читайте больше о преодолении застенчивости в саммари.

Похожие статьи

Люди могут забыть то, что вы сказали или сделали, но никогда не забудут чувства, которые вы у них вызвали

Разбогатеть – это одно, остаться богатым – совсем другое

Люди покупают не то, что другие хотят продать, а то, что другие хотят купить