Наверх

5 стадий упадка компаний

Существует немало книг, рассказывающих о правилах и секретах построения выдающихся компаний, то есть о том, что нужно делать, чтобы достичь успеха. С другой стороны, не менее полезной может оказаться информация о том, что для этого делать не нужно. Книга Джима Коллинза «Как гибнут великие. И почему некоторые компании никогда не сдаются» и посвящена этой теме. Эта книга, как и другие книги автора, основана на  научном исследовании, которое позволило выделить факторы упадка некогда великих компаний. Среди проанализированных научной группой Джима Коллинза оказались такие некогда преуспевающие компании, как Atlantic & Pacific Tea Company (A&P), Addressograph, Ames Department Stores, Bank of America (до его приобретения NationsBank), Circuit City, Hewlett-Packard (HP), Merck, Motorola, Rubbermaid, Scott Paper и Zenith.

Основная идея книги заключается в том, что любая компания, какой бы великой она ни была, является уязвимой и подверженной упадку.

Каким образом можно предупредить упадок или противодействовать негативным тенденциям до того, как они приведут компанию к краху?

Джим Коллинз считает, что у упадка компаний и у болезни человека немало общего — их трудно выявить на ранних стадиях, но именно тогда и легче их вылечить, а когда недуг становится явным, его лечение либо будет крайне трудным, либо вовсе бесполезным. «Компания может выглядеть здоровой снаружи, в то время как внутри она уже поражена недугом и находится у опасной черты, за которой следует безудержное падение».

Какие же симптомы говорят о «болезни» компании?

На основе своих многолетних исследований Джим Коллинз выделил 5 факторов, которые представляют собой последовательные стадии упадка:

Стадия 1. Высокомерие, рожденное успехом.

Первая стадия упадка — это следствие высокомерия лидеров, которые начинают воспринимать успех компании как нечто само собой разумеющееся. Они теряют бдительность, игнорируют роль случая и везения в достижении успеха и забывают о факторах, которые реально способствовали росту.

Стадия 2. Неуравновешенное стремление к большему.

На этой стадии компания «заражается» высокомерием более продвинутого уровня, которое выражается в неконтролируемом и бессистемном стремлении к увеличению масштабов деятельности. Компания утрачивает способность соотносить свои возможности и всевозрастающие желания, что в итоге выливается в ничем не обоснованные бизнес-начинания на неперспективных для нее рынках.

Стадия 3. Отрицание риска и угрозы.

Общие тенденции этой стадии —  недооценка негативных данных, переоценка позитивных и склонность трактовать сомнительные и неоднозначные данные как позитивные. Именно в этом и заключается опасность этой стадии — трудности, которые испытывает компания, не замечаются ни внешними наблюдателями, ни ее руководством, которое склонно объяснять неудачи влиянием внешних факторов. Негативные изменения не вызывают тревоги и кажутся цикличными, в то время как причины, ведущие к упадку, нарастают.

Стадия 4. Хватание за любое средство спасения.

На этой стадии упадок компании становится явным. Однако шансы на спасение все еще остаются и зависят они прежде всего от того, как в сложной ситуации поведут себя руководители. Есть два пути — либо возврат к дисциплине и к принципам, которые сделали компанию великой, либо поиск быстрого спасения — отчаянное «хватание за соломинку».

К сожалению, большинство компаний выбирают второй путь, начиная судорожно хвататься за такие меры спасения, как:

  • назначение харизматичного и обладающего собственным видением лидера;
  • новая неопробованная стратегия;
  • радикальная реорганизация бизнеса;
  • новый «революционный» продукт;
  • крупное приобретение или слияние с другой организацией.

Характерной чертой этих мер является то, что они приносят лишь кратковременный позитивный эффект. Они не меняют ситуацию кардинально, и упадок компании продолжается.

Стадия 5. Капитуляция перед безразличием и смертью.

Пятая и последняя стадия — это точка невозврата, пересекая которую компания уже не сможет преодолеть кризис. Чем дольше компания пребывает на четвертой стадии, хватаясь за «спасительные соломинки», тем вероятнее наступление её полного «полного упадка. Среди возможных вариантов развития событий банкротство, продажа компании, практически незаметная доля на рынке.

Зарегистрируйтесь у нас на сайте и читайте подробнее обо всех стадиях упадка и о том, как  повернуть процесс упадка вспять в нашем саммари совершенно бесплатно.

Похожие статьи

Как завоевать клиента и увеличить оборот компании в 25 раз

Система воспитания нового поколения

5 полезных идей из книги «Клиенты на всю жизнь» Карла Сьюэлла